Пьемонт

Египетский музей

Египетский музей в Турине - один из крупнейших в мире: мумии, саркофаги,
скульптура и папирусы, ценность которых, давно причисляет его к музейным «звездам». Его известность, не раз, заставляла гостей Турина, приехавших в город по делам, поменять свои планы и задержаться в Турине на пару дней, чтобы устроить себе встречу с загадочным миром Египта: мифические Рамсес–II и его жена Нефертари, таинственные статуэтки «ушабти» и папирусы, рассказывающие о путешествии душ туда и обратно. За все время существования музея никто и никогда не думал поменять его экспозицию: само наличие музея гарантировало ему успех и посещаемость. Но сегодня ситуация изменилась, и кто знает, почему? То ли в силу того, что в Турин стало меньше приезжать деловых людей, то ли потому, что все меньше отводится городских бюджетных денег на поддержание музея.

Но, вот наконец-то, после многолетних дискуссий, и не только, на городском уровне, после обсуждения проектов и предложений, касающихся судьбы музея, после борьбы против его переноса в другое здание, даже, если предлагались площади Королевского Дворца в Венарии, на свет появилось долгожданное решение - «оздоровить» здание Академии Наук, где музей располагается сегодня, перепланировать и переоборудовать его экспозиционные площади и выстроить новую экспозицию, придав ей более современное звучание.

Реформы начались с руководства. Первый в Италии Государственный Музей, а именно, Египетский Музей в Турине, был отдан под руководством специальной музейной комиссии, членами которой стали представители Министерства Культуры, Администраций Региона Пьемонт, города и провинции Турина, Банковский Фонд CRT и Финансовая Кампания Сан Паоло. Кстати, благодаря последней, музейная коллекция, недавно, пополнилась ценнейшим экспонатом – Папирусом ди Артемидоро – самой древней картой мира, дошедшей до нашего времени.

Годом основания музея считается 1824, когда Карло Альберто ди Савойя совершил достойный и дальновидный поступок - приобрел коллекцию Бернандино Дроветти, которую тот, в свою очередь, собрал во время пребывания в Египте в качестве Генерального Консула Франции. Коллекцию отправили морским путем через Ливорно в Геную, а оттуда, по суше в Турин. Путь был не из легких: для транспортировки внушительного размера статуй были сооружены специальные платформы, которые разместили на пушечных колесницах, запряженных лошадьми. Благодаря последующим пополнениям, музей сегодня, насчитывает около 30.000 экспонатов, основная часть из которых была приобретена Эрнесто Щапарелли, который был назначен директором музея в 1894 году. Вначале, экспонаты методично приобретались у отдельных лиц, на антикварных рынках и на аукционах, затем, Щапарелли организовал первую в истории Италии археологическую экспедицию в Египет. Его археологическая деятельность на берегах Нила с 1903 по 1920 годы пополнила музей 17-ью тысячами экспонатов. Находкой большой значимости, во время экспедиций, явилось открытие захоронений архитектора Кха и его жены Мерит.

В 1967 году коллекция музея обогатилась, еще, одним интереснейшим экспонатом – скалистым храмом Еллизия, построенного в период Нового Царства, во времена правления Тутмоса-III. Этот фрагмент скалы был передан музею в качестве подарка Египетского правительства Италии за помощь в сохранении культурного наследия Нубии при строительстве Суэцкого канала. Можно было бы бесконечно продолжать список сокровищ Туринского музея. Однако, сегодня, все они, в определенном смысле слова, потеряли свою ценность: экспонаты под угрозой забвения. За долгие годы существования музея, его оборудование морально устарело, сопроводительный материал, размещенный в витринах, не всегда соответствует данным последних исследований, ощущаются недостатки в обслуживании иностранных посетителей. Несколько последних лет свидетельствуют, что музей потерял свое первенство в посещаемости: рекорд в городе держит Национальный Музей Кино.

Турин упорно старается приобрести свой новый интернациональный образ, стремится стать центром международного туризма, и, поэтому, не может позволить себе потерять такой важный элемент культурного и исторического значения, как Египетский Музей. И вот, процесс «реанимации» музея начался. Образован Инвестиционный Фонд, создан Научный Совет под председательством египтолога Эдды Брешани и при участии иностранных специалистов и директоров ведущих музеев мира, как, например, Бритиш Мьюзем и Метрополитан. Начата перепланировка экспозиционных площадей. Музей должен будет увеличить свое пространство вдвое. Во-первых, за счет площадей, которые ему предоставит Галерея Сабауда, художественная коллекция которой переехала в 2008 году в одну из частей Королевского Дворца (Палаццо Реале); во-вторых, музей получит часть площадей, за счет расширения подземного этажа, границы которого дойдут до Церкви Сан Филиппо.

Марина Пальери, журналист «Ла Репубблика»

Виртуальная экскурсия по музею


Режим работы музея:

Вторник-воскресенье, с 8:30 до 19:30 (последний вход в музей в 18:30).

Выходные дни: понедельник, 25 декабря.

Стоимость билета:

Полный € 7,50, льготный € 3,50 (возраст от 18 до 25 лет; преподаватели, сопроворждающие).

Бесплатно: до 18 лет и после 65, инвалиды, военные

 

 

Назад