Пьемонт

Монте Роза

Монте Роза

Монте Роза очаровывала не одно поколение альпинистов и не раз объединяла людей разных наций и культур. И, сегодня, она продолжает удивлять своими феноменальными качествами: поселение Вальцер, паломничество, музыкальные коллективы и многое другое. «Громадный Колосс», как с уважением и по-дружески, называл Монте Роза аббат-альпинист Джованни Нифетти, именем которого по заслугам названа одна из самых высоких вершин этой горной цепи (Пик Нифетти, 4554 метра), которую он покорил более полутора столетий тому назад, очарованный ее красотой. И представьте, что во время подъема Нифетти питался только овощами и пил уксус. Какая личность! Другой персонаж, пораженный мощью Монте Роза, один экстравагантный поет, Дино Кампана, в начале 20 века писал об этой «белой скале»: «убегают вершины/ вправо и влево, в бесконечность/ отражаясь в глаза заключенного». Это произведение: «Химера» – автобиография «ночного поэта» (как он сам себя называл), который, выглядывая из-за тюремной решетки, видел только «небо полное убегающих белых вершин». Эти пики, эти «белые убегающие вершины» Кампаны, скорее всего метафора, полная тревоги за свою жизнь, которая прошла в скитаниях из одной страны в другую, с одного континента на другой, до тех пор пока смерть не настигла его в возрасте 46 лет в одном из сумасшедших домов. Невероятно, что два таких разных человека, как аббат- альпинист и несчастный поэт были одинаково сражены красотой и мощью Монте Розы. Горная цепь Монте Роза, наряду с уносящимися за облака вершинами, имеет и пологие спуски, и отвесные скалы, и обрывы, и расщелины, подчас чарующие, подчас пугающие.

                                           Невероятности
Не многие знают о том, что Монте Роза, как и Реджия ди Венария Реале, что возле Турина, окружена своей бесценной короной, состоящей не из Королевских Дворцов (естественно), а из двух десятков других гор, образующих горную цепь, общей протяженностью около 4000 метров. Более того, «Колосс» сохраняет первенство в своей уникальности, представляя собой единую горную цепь, но, как бы, четырехкратную, которая имеет четыре наивысшие точки, но, самое мистическое то, что ни одна из них не носит имя Монте Роза. Наиболее высокая - называется Пик Дуфу (4638 метров), другие именуются: Пик Нифетти, Пик Зумстеин и Пик Норденд. Используя терминологию виноделия, это пики DOCG, а другие вершины, могут быть охарактеризованы, как DOC.
Но, если, уж, мы говорим о «невероятностях», первый образец тому – восточная стена горной цепи, самая высокая и самая протяженная в Альпах. Ее отвесность поражает воображение: –

минус 2500 метров, образуя в своем конце ущелье, где расположилось древнейшее поселение Валцер ди Макуньяга. А, вот, и другие рекорды или феномены Монте Розы. Терезио Валсезия, мер города Макуньяга, журналист, который пишет как для швейцарских, так и для итальянских газет, а, так же отличный альпинист, пишет: «Возьмем, к примеру, ледник Бельведере, который уникален по своим размерам во всех Альпах. Он движется по направлению к ущелью со скорость около 100 метров в год. Это объект изучения ученых и экспертов из различных стран Европы». «Именно, движение ледника Бельведер, - продолжает Валсезия, - породило другой феномен, не менее уникальный, - Эфемерное озеро, прекрасное ледниковое озеро, площадью в 166 тыс. кв.м и с максимальным уровнем глубины в 57 метров. Озеро, принесшее не мало страхов и переживаний, находится под постоянным наблюдением и, сегодня, является, чуть ли не единственным фактором притока туристов в Валле Анзаска, которые могут посмотреть озеро, благодаря гидам-проводникам. Ну, а что сказать о приюте для альпинистов «Капанна Реджина», сооруженном почти на небесах, на высоте 4555 метров, или о вершине Селла д’Ардженто, что между Пиком Дуфу и Пиком Норденд, повисшей в воздухе на высоте 4517 метров над уровнем моря?
Это практически Гималайские условия, которые под силу настоящим атлетам и любителям захватывающих приключений в альпийском стиле! Одно любопытное сравнение: как гора Монте Бьянко (Мон Блан), больше французская собственность, чем итальянская, так Монте Роза – больше итальянская, чем швейцарская. Но здешние жители от этого не расстраиваются, и, являясь, официально итальянскими подданными, многие из них по происхождению «валцер» и, между собой, все еще, разговаривают на диалекте близком к немецкому.

                                            Не только лыжи
Горная цепь Монте Роза предлагает полный спектр предложений, связанных со спортом. Летом, в Макуньяга и его окрестностях, есть возможности заниматься многими видами спорта, начиная,
от классических пеших экскурсий по горным тропам, до походов к ледникам и заповедным озерам, и от тенниса и верховой езды до стрельбы из лука и пара планеризма. Зимой заманчивых предложений еще больше. В этот зимний сезон начал был запущен новый фуникулер: Пьяналунга - Салати, который соединил ущелья Валсезия ди Аланья и Валле ди Грессоней; здесь практикуются хели-ски, спорт, пользующийся популярностью у любителей вне трассового катания и вызывающий много дискуссий, но, безусловно, перспективный, как сточки зрения развития спорта, так и точки зрения развития индустрии развлечений. Лазание по замерзшим водопадам и лыжный альпинизм, экскурсии на снегоступах и равнинные лыжи, коньки и хоккей, сноуборд и сноутубинг - это, только, некоторые виды спорта и развлечений, которыми возможно заниматься в ущельях Валцера, где, конечно же, основное предложение делается любителям горнолыжных спусков.
Рядом со спортом соседствует фольклор во всех его проявлениях и музейная деятельность (поселок – музей). «Самое значительное историческое свидетельство культуры Валцер, - поясняет вице-мэр Макуньяга Тициано Яккини, - мы видим, в хорошо сохранившимся, старом селении – борго, что находится сверху, над нашим поселком. Речь идет о типичном «dorf», который представляет собой древнее поселение Валцер, с домами из маренной лиственницы, с церковью 14 века и с кладбищем, где до сих пор растет вековая липа». Приход туризма, по мнению Валсезии и Яккини, не нарушили размеренности жизни поселка, проявляющейся в соблюдении старых традиций, сохранения самобытной культуры и языка, в продолжение занятий сельским хозяйствам на тот манер, как это было 800 – 700 лет тому назад, когда предки валцер спустились с гор в это ущелье. Множество предметов материальной жизни, свидетельствующих о быте этих колоний, собраны в музей в Аланга и в Макуньяга. Но и в других, «второстепенных» поселках (Рима, Римелла, Каркофоро и Иссиме, что в ущелье Грессоней) нет недостатка в предметах, рассказывающих о временах переселения этих альпийских племен, говорящих на немецком диалекте. В Макуньяга, можно, еще, посетить и Музей Гор, где одна из секций посвящена альпийским
контрабандистам (опасному и рискованному делу, особенно зимой). Вскоре, откроется, еще один музей, на месте первой итальянской золоторудной шахты, которая, некогда, была очень важным элементом в экономике Италии.

Статья с сайта www.regione.piemonte.it

 


Назад