Пьемонт

Собор Иоанна Крестителя (Дуомо Турина)

Duomo di TorinoТуринский Собор, построенный в последние годы XV века (между 1491 и 1498), был возведён в зоне, где ранее возвышались три церкви палеохристианского периода, посвященные San Salvatore (Святому Спасителю), Santa Maria (Святой Марии) и San Giovanni Battista (Святому Джованни Баттиста). Фасад Собора полностью выполнен из белого мрамора с тимпаном и тремя порталами, украшенными рельефами. Его черты выделяют линии нефов, разделяющих внутренние пространства. На центральной, более высокой части имеется треугольный фронтон, в то время как две боковые увенчаны завитками, маскирующими скаты крыши. Парадная лестница ведёт во внутреннюю часть церкви.

В течение XVII века завершающая часть хоров была частично снесена для того, чтобы ввести на это место круглую капеллу, предназначенную для хранения Sindone (Плащаницы). Задание реализовать её было поручено Guarino Guarini (Гуарино Гуарини) межу 1667 и 1694. В ночь с 11 на 12 апреля 1997 пожар нанёс сильные поврежения куполу Гуарини. Плащаница, в тот момент находившаяся не в капелле, а в специальном футляре за главным алтарём Собора, была немедленно перенесена из зоны пожара.
В нижней церкви, полностью отреставрированной после пожара 1997, сейчас находится “Музей священного искусства”, который входит в музейные маршруты туринской “аульной зоны”.

История собора

Duomo di TorinoСобор Турина был заложен в палеохристианский период возле северо-восточного угла романских стен, около романского театра. В Средневековье епископский комплекс состоял из трёх рядом стоящих церквей: базилика, посвящённая Спасителю, церковь Святого Джованни Баттиста (в течение VII века бывшая кафедральным собором) и церковь Святой Марии, предназначавшаяся для приходских функций. Начиная с 1491, группа средневековых строений была полностью снесена по воле кардинала Domenico della Rovere (Доменико делла Ровере), чтобы построить современный собор, отвечающий новому вкусу искусства эпохи Возрождения. Собор был реализован архитектором и скульптором Bartolomeo di Francesco (Бартоломео ди Франческо), прозванным Meo дель Каприна, родом из Settignano (Сеттиньяно), учившимся в Тоскане и в Риме на великих примерах Brunelleschi (Брунелески) и Donatello (Донателло). Церковь прозрачных геометрических форм, с базиликальным сооружением в форме латинскогго креста, разделённая пилястрами на три нефа, с полным сводчатым покрытием. На боковых стенах открываются в толще стен капеллы, поочередно прямоугольной и полукруглой формы, где находятся алтари, переданные в дар знатными туринскими семьями и корпорациями. Фасад охарактеризован тремя порталами, украшенными мотивами, вдохновлёнными романской античностью. Материал покрытия церкви происходит большей частью из каменных карьеров Bussoleno (Буссолено), он придаёт собору светлый хроматичекий тон, который решительно отличает его от других туринских зданий. В основании церкви введена грандиозная Cappella della Sacra Sindone (Капелла Святой Плащаницы), начатая в 1667 по проекту Гуарино Гуарини и завершённая в 1694, после смерти архитектора. Новая структура была создана, чтобы предложить достойное помещения для реликвии Плащаницы, перенесённой в Турин из Шамбери по воле герцога Эмануэле Филиберто в 1578.

Капелла Плащаницы

Duomo di TorinoЗадание спроектировать и реализовать капеллу для хранения Святой Плащаницы было поручено в 1667 Гуарино Гуарини, монаху Театино и лучшим архитекторам пьемонтского барокко. Работы были завершены в 1694.
Проект был основан на идее Плащаницы кaк максимального свидетельства загадки Освобождения, смерти и воскрешения Исуса Христа. Сама архитектура таким образом помогает “подняться от смерти” до света божественной славы.
Вход в капеллу по двум зеркально расположенным лестницам, находящимся в глубине двух боковых нефов собора. Мрамор ступеней и облицовки тёмен, чтобы усилить ощущение “движения вверх внутри земли”, как писал сам Гуарини. Рампы заканчиваются двумя маленькими круглыми комнатами, из которых можно видеть центральное помещение, круг, погружённый в темноту, и полы, украшенные рисунком из бронзовых звёзд, отражающих свет, приходящий сверху. Двигаясь снизу вверх, взгляд проходит от полутьмы к свету купола.
Хроматическая вариация мрамора акцентирует ощущение порыва вверх: от чёрного блестящего основания переход к матовому серому купола, облегчённого тонкими прожилками системы короны арочек, опирающихся одна на другую.
Купол, где сейчас ведутся реставрационные работы после пожара 1997, содержит комплекс символов божественного характера. Вся структура была задумана на основании результатов умножения цифры три (Троица) и правильных геометрических фигур (круг, треугольник и звезда): выразительное обращение к космосу, двигающемуся к свету солнца, увиденное как "Christus Triumphans" (Триумф Христа), ведущего человека к спасению души.

Информация с сайта www.piemonteitalia.eu