Пьемонт

Исторический карнавал г.Ивреа

(Апельсиновая битва)


Апельсиновая БитваМетание  апельсинов  –  это  древняя  традиция,  имеющая  свои  корни  еще  в средневековье, когда роль апельсинов играла фасоль. Богатые феодалы два раза в год  дарили бедным людям большие кастрюли с фасолью, но в народе этот подарок  воспринимался как оскорбление человеческого достоинства, и беднота разбрасывала      фасоль    по   улице.   Потом   появилась   традиция

Фотография с сайта www.news.carnevalediivrea.it

использовать фасолимы вместо пуль против соперника во время карнавалов. Позднее в 30-60 годах XIX века во время карнавалов девушки с балконов стали бросать вместе с цветами и   конфетами         апельсины   в  понравившихся   им   парней, проезжающих мимо них в парадных карнавальных повозках, чтобы обратить на себя  внимание. Парни  охотно приняли условия игры  и  стали в  ответ  метать апельсины со  своих повозок на балконы. И это было сначала не более, чем игривое сражение.
Форма настоящей битвы апельсинов с четкими условиями и правилами, как мы это видим сегодня, сложилась уже после второй мировой войны.
И сейчас эта битва апельсинов является главной частью ежегодного праздника –
карнавала г.Ивреа, в котором запечатлена славная страница истории Канавезе – борьба    народа   за   свою  свободу  против   тирана-феодала. Пешии  команды, символизирующие свободолюбивый простой народ, сражаются против защитников тирана, находящихся в конных повозках. И самое впечатляющее в этой битве то, что  в  сражение втянут   практически   весь   город,   потому  что   болельщики, приходящие смотреть эту битву, редко отказываются от желания метнуть хотя бы один апельсин.
Команды пеших воинов и сражающихся в повозах формируются не в результате какого-то   специального  отбора,   а   из   всех   желающих  участвовать  в   этом удивительном действе. Привлекательность этого праздника состоит не только в том, что отдается должное важным историческим событиям, но главное – в самой идее этого праздника. Это - свобода народа и готовность сражаться за нее. Поэтому  неудивительно, что этот праздник имеет и международное значение, привлекая ежегодно туристов из разных стран.

ПЕШИЯ КОМАНД

 ШАХМАТЫ – «СКАККИ»
Это команда была основана в 1964 г. и состояла из 16 человек (количество шахматных фигур на доске). Сейчас это одна из самых многочисленных       команд,       имеющая       красивую       форму, напоминающую черно-белую шахматную доску с фигурой ладьи, символизирующей замок города Ивреа, яркий оранжевый платок на
шее.  Место  их  сражения  –  это  одна  из  центральных  площадей  –  площадь Оттинетти «Piazza Ottinetti».

АРДУИНИ
Эта  команда  сражается  на  одной  площади  рядом  с  командой шахматы. Родилась эта команда в 1966 году и была названа так по имени одной из самых очаровательных исторических улиц Ивреа – улицы Ардуино. Их форма – это светлые зеленые штаны, яркая желтая рубашка с изображением скорпиона на спине. Цвет платков на шее каждый год меняется.

ПИКОВЫЙ ТУЗ "ПИККЕ"

 Время её рождения – 1947 г. Инициаторами создания этой команды были молодые футболисты города Ивреа. Эта одна из самых старых команд сражается на центральной Муниципальной площади «Piazza del Municipio».
Красный и синий цвет их одежды с изображением пикового туза на спине и черный платок являются их формой.

 СМЕРТЬ «МОРТЕ»
Место   их   сражения   –   Муниципальная   площадь   «Piazza   del
Municipio». Команда родилась в 1954 году по инициативе группы друзей района Сан Грато г. Ивреа. Первоначально их формой был простой  рабочий  синий  халат.  Сейчас  их  форма  более  яркая: черная рубашка с изображением черепа на спине и красные штаны.

 

ТУКИНИ
Эта команда воюет в «Боргетто», самом старинном месте города
Ивреа.   Первый   раз   они   появились   в   1964   году   в   форме, сочетающий красный и зеленый цвет с красным платком на шее. На спине  – черный  ворон, символ  Хорватии, когда-то давно в  этом  месте  жили хорваты.

 ДЬЯВОЛЫ
Эта одна из самых титулованных команд, родившаяся в 1973 г., сражается на площади Рондолино «Piazza del Rondolino». Их форма
– красные рубашка и штаны с желтыми лампасами на рукавах и
штанах, на шее – желтый платок. На спине – изображение дьявола с вилами в руках.

 

 НАЁМНИКИ «МЕРЧЕНАРИ»
Место их сражения – площадь Рондолино «Piazza del Rondolino».
1974 г. – время их рождения. Их форма: желтые брюки (раньше были джинсы), рубашка – цвета черного винограда, платки на шее
–  разных  цветов.  Их  эмблема  –  пара  ятаганов  внутри  желтой пятиконечной звезды.

ПАНТЕРЫ
Эта команда сейчас тоже воюет на площади Рондолино «Piazza del
Rondolino».  Раньше  местами  их  сражения  была  Муниципальная площадь, на которой они родились, позднее на площади Оттинетти. Одеты  они  в  одежду  черного  цвета  с  желтыми  лампасами  на рукавах и  брюках, желтый платок на шее. Их эмблемой является
рычащая пантера.

 КРЕДЕНДАРЫ (Муниципальные советники 14 века)
Команда   родилась   в   1985  году,   но   официальное  признание получила в 1989 г. Они кидают апельсины на площади Фрегулья
«Piazza  Freguglia».  Их  форма  желтого и  синего  цвета с  желтым
платком на шее. Эмблемой является изображение Дворца Креденца с железом – символом муниципальной власти и секирой – символом
власти старосты деревни. Внизу – название команды.

 

ПЕРСОНАЖИ КАРНАВАЛА

Дочь мельника
Виолетта – главная героиня Иврейского карнавала и особенно битвы апельсинов. Она и  по сей день является символом свободы народа, готового на борьбу с тиранией.  Сейчас уже  трудно  сказать, насколько легенда о дочери мельника Виолетте  соответствует  действительным  историческим  событиям,  но  она  так близка  свободолюбивому духу ивреян, что этот        праздник     является     самым главным для города и с энтузиазмом празднуется ежегодно уже несколько столетий. А история такова. События происходили в средневековье во времена господства здесь маркиза Раниери ди Биандрате, являвшегося жесточайшим тираном. Он не только  обирал  народ  всякими  налогами,  но  и  присвоил  себе  право  «первой брачной ночи» с невестами всех свадеб, происходивших в его владениях. Подневольная беднота, часто  доведенная до отчаяния, ненавидела его. И когда была  свадьба  дочери  местного  мельника  Виолетты,  эта  ненависть  вышла  в яростный бунт против  тирана. Виолетта,  направившись  во  дворец, пообещала мужу Тониотто, что не будет принадлежать никому, кроме него, и, вооружившись ножом, вошла в спальню тирана и отрезала ему  голову. Выйдя на балкон, она показала эту голову собравшемуся народу. Этот  мужественный поступок юной Виолетты   явился   как   бы    сигналом,   народ   ворвался   во   дворец   и    сжёг его, поклявшись никогда на этом месте не возводить больше дворцов для тиранов. И до сегодняшнего дня остались как память об этой событии только крепостные стены, окружавшие дворец.

Генерал и его штаб
Фигура генерала появилась на этом карнавале не сразу. Сначала в городе не было единого карнавала, а каждый район устраивал свой праздник и, к сожалению, это
приводило к столкновениям между районами, иногда дело доходило до довольно
жестоких  драк.  И  в  начале  XIX  века,  во  время  господства  Наполеона  здесь, французы предложили для соблюдения порядка и мирного празднования внести в
ритуал праздника некоторые новшества. Они предложили объединить районные
карнавалы  в  один,  общий  карнавал,  для  чего  выбирать  генерала  карнавала, которому на время праздника передавалась от мэра вся власть в городе. Ему разрешено  было  создать  свой  штаб  и  гвардию,  задачей  их  было  соблюдение порядка в городе.
Генерал облачался в парадную форму со всеми регалиями, свидетельствующими о полноте его власти: двуполая шляпа, сабля и нагрудная лента мэра.
Официальное признание его генеральских полномочий происходит каждый год в
январе, когда их передает ему генерал прошлого года. А полноту власти в городе от мэра он получает в первый день праздника во время торжественной церемонии открытия карнавала. Первого генерала назначил сам Наполеон, это был человек, очень уважаемый  во всем городе. Ему было присвоено звание генерала, и он получил генеральскую форму наполеоновской армии.

Заместитель секретаря суда
Когда карнавал в городе стал единым, потребовалась еще одна очень важная фигура. Это летописец карнавала, или, как его называют, заместитель секретаря
суда. Очень важно сохранить для истории все моменты замечательного праздника,
поэтому секретари суда (адвокаты или нотариусы, которым было поручено все записывать  на  этом  празднике, были  очень  заняты,  иногда  просто  не  хотели гулять по улицам на лошади и вести записи, предложили выбирать специального человека,  который  бы  очень  внимательно  все  фиксировал.  Так  появилась  на карнавале эта  фигура. Он был всегда на лошади рядом с генералом с копией книги актов карнавала в руках, где ведет все записи).
У него своя очень красивая парадная форма: черный вельветовый камзол, белая рубашка с жабо и кружевными рукавами, короткие черные штаны, белые гольфы.
На голове белый парик с косичкой сзади. В руках у него всегда только копия книги всех актов фестиваля, а подлинник он хранит в надежном неопасном месте.
И за сохранность этой важной книги несет ответственность только он.

Музыканты на  свирелях  и барабанах
Музыкальная  команда  во   время   карнавала  просто   необходима,  представить праздник без неё невозможно. Присутствие ансамбля музыкантов на свирелях и барабанах имеет  свои  исторические  корни. Ещё при дворе  короля Эммануэле Филиберто Савойи была такая музыкальная команда, пользовавшаяся любовью короля и всех его придворных.
Присутствие такой команды на карнавале очень важно для создания ритма каждой представленной команды.
В  течение  всего  праздника  исполняется  32  различные  мелодии,  каждая  из которых  связана с важными моментами карнавала: официальные обеды, ужины, движения генерала и т.д. Одеты музыканты в красивую форму, где сочетаются два цвета: зеленый и красный.

Команда Абба
Привлекает   внимание   ещё   одна   очень   интересная   команда   на   празднике, состоящая из детей. Пять приходских церквей города Ивреа представлены 10 детьми – абба – одетыми в костюмы эпохи Возрождения и вооруженными мечами,
на острия которых наколон апельсин как символ головы тирана. В 18 веке абба входили в ассоциацию молодежи, взявшую на себе роль организации различных праздников, и в качестве символа власти на празднествах имели пику с куском
хлеба на острие.
Генерал карнавала за две недели до начала праздника устраивает презентацию этих детей – абба.
В последний день карнавала абба исполняют ещё одну, очень важную роль – поджигают  на  всех  праздничных  площадях  приготовленные  деревья  (столбы покрыты вереском), символизируя этим актом факт окончания праздника.

Староста  деревни – «подеста»
Распорядительная  власть  на  карнавале  принадлежит  «подеста»,  так  называли старосту     деревни,    которого,   начиная    с    14   века,    выбирали    советники
муниципалитета. Будучи избранным, он произносил клятву, держа руку на книге законодательных актов и обещая использовать власть только для защиты мира и
справедливости.
Есть такая фигура и на карнавале. Избранный на эту роль подеста ежегодно повторяет     церемонию   принятия   власти   и   утром   в   воскресенье   совершает обязательный ритуал: берет в руки символ власти – молоток, а потом бросает в реку  камень, символизирующий развалины дворца маркиза, чтобы этим актом
нанести оскорбление тирану.

Знаменосцы
Роль знаменосцев на карнавале очень велика: они своим торжественным шествием со  знаменами  9  приходских  церквей  и  муниципалитета  открывают  карнавал. Длительное   время   знаменосцы   каждый   год   избирались  и   часто  это  были случайные люди, не очень хорошо исполнявшие эту роль, и авторитет знаменосца был  утрачен.  Но  в  1996  году  по  указанию  генерала  карнавала  Паоло  Браво положение было исправлено. Была создана ассоциация знаменосцев, и теперь эту роль  исполняют  как  бы  профессионалы,  хорошо  понимающие  значение  этой церемонии на карнавале.

Охрана героини
Задача  этой  группы  на  карнавале  очень  проста:  они  повсюду  сопровождают героиню карнавала Виолетту, привлекая к себе внимание своей одеждой-формой старинной италийской армии.

По материалам сайта http://www.verdecanavese.it

Назад