Пьемонт

Туринская Плащаница

Туринская Плащаница

C 10 апреля по 23 мая 2010 года, в Туринском соборе Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista) проходил показ самого таинственного и изучаемого полотна в мире - Туринской плащаницы.

Спустя 10 лет после празднования Юбилея Туринская плащаница снова была выставлена на обозрение верующих и посетителей. В 2002 году были проведены реставрационные работы по сохранению, в ходе которых были удалены некоторые органические остатки, оставшиеся на ткани после пожара в Шамбери 1532 года (где она хранилась до своего прибытия в Италию). Были также сняты заплаты, нашитые на прожжённые дыры, и подкладка, пришитая в 1534 году, чтобы можно было поместить плащаницу в новый реликварий, разработанный и изготовленный группой учёных итальянской авиастроительной компании Турина «Alenia Aeronautica».

 «Ostensione 2010» в Турине является мировым событием, имеющим важное религиозное значение с точки зрения уникальности и сложности плащаницы, которой поклоняются уже много лет и которую продолжают исследовать, чтобы установить её происхождение и подлинность. Но помимо этого Туринская плащаница дала возможность Турину и Пьемонту продемонстрировать себя миру благодаря туристическому предложению, насыщенному культурными, художественными, историческими и природными достопримечательностями. Великолепие стиля барокко и королевские резиденции, аббатства, монастыри и Святые горы, эногастрономия и занятия спортом на открытом воздухе - туристическое предложение Турина и Пьемонта включает в себя всё.

История Туринской Плащаницы

Ни одна из христианских святынь не вызывает столько споров, как
знаменитая Туринская Плащаница. Не осталась в стороне и
мировая пресса. Тем не менее до большинства из нас дошли, как ни
странно, не окончательные выводы, сделанные исследователями с
мировыми именами, а лишь отголоски их разногласий, переданные
в разных изданиях. Не потому ли вопрос о подлинности святыни
так и остался открытым?

В Турине, в церкви Святого Иоанна Крестителя, хранится кусок полотна длиной 4,36 м и La Sindoneшириной 1,09 м, в который, по преданию, был завёрнут Иисус Христос после снятия с креста. Ткань будто бы пропитана пыльцой и вроде бы обрисовывает слабые контуры цветов, листьев и других частей растений. На ткани имеются два однотонных красновато-коричневых изображения человека (вид спереди и сзади). Без сомнения, изображен мужчина ростом около 1,8 м. Судя по ранам на голове, руках и ногах, можно заключить, что он перенёс распятие на кресте. Характер изображенных ран позволяет предположить, что на мужчину надевали венок из веток с колючками, что его били палками и плетьми, пронзили копьем бок. Все эти пытки, согласно Новому Завету, вынес Иисус.

В течение столетий полотно было собственностью Савойской династии. Наиболее ранние сведения о нём датируются приблизительно 1350 годом: есть письменное свидетельство, что обладателем полотна был французский рыцарь Жофруа де Шарни, участвовавший в Крестовых походах. В 1453 году его внучка, Маргарет де Шарни, продала покрывало Луи и Анне Савойским, которые сначала держали его в Шамбери, а затем в Пьемонте. В 1532 году при пожаре покрывало было повреждено расплавленным серебром. В 1578 году оно было перевезено туда, где хранится поныне, – в Турин. В 1983 году, после смерти последнего короля Италии Умберто II, плащаница перешла во владение католической церкви.

Одним из самых захватывающих моментов в истории Туринской Плащаницы является открытие, сделанное в 1898 году молодым фотографом-любителем Секондо Пиа. Ему было позволено сделать две фотографии святыни, выставленной в Турине на всеобщее обозрение по случаю 50-летия итальянской конституции. В то время фотография была еще относительно молодой наукой. Секондо сделал два черно-белых снимка вечером 28 мая 1898 года. Для первого он дал выдержку четырнадцать минут, а для второго — двадцать и забрал обе пластинки домой, чтобы проявить их в своей студии. Молодой фотограф был крайне удивлен и даже шокирован, когда на негативах стали проступать очертания фигуры, поскольку проявившееся изображение было позитивным. То есть оказалось, что на ткани Плащаницы запечатлено негативное изображение, а позитивное можно получить, сфотографировав ее. И наоборот, следы крови на Плащанице, которые на ткани выглядели темными, на фотографиях стали белыми. Фотограф проникся благоговением. Он был уверен в том, что стал первым человеком на земле, родившимся после Вознесения Спасителя, который увидел Его на «фотографии».«От увиденного у Секондо задрожали руки, и мокрые пленки стали выскальзывать из них, — пишет Джон Уолш, автор книги „Плащаница". — Лицо с закрытыми глазами обрело реальность, и это было просто поразительно». Черно-белое изображение усиливает контрастность. Могли кто-то из художников Средневековья или Возрождения «нарисовать» на ткани такой превосходный негатив в те времена, когда искусство фотографии еще не было известно? И даже если кто-то и смог создать подобное изображение, зачем же делать его негативным? Ведь зрители не сумели бы понять и оценить его работу.

В 1931 году архиепископ Турина кардинал Маурилио Фоссати выбрал Джузеппе Энри, считавшегося в Италии одним из лучших профессиональных фотографов, и поручил ему сделать серию фотографий Плащаницы, сняв крупным планом лицо и следы крови. На этих снимках обнаружилось множество деталей, включая возможное наличие римских монет на глазах Человека . Кроме того, в 1969 и 1973 годах Плащаницу снимал Джованни Батиста Джудика Кордилья, на этот раз в цвете. Несколько снимков в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении было сделано во время обследования святыни комиссией, назначенной кардиналом Микеле Пеллегрино. В 1978 году Плащаницу сфотографировал Верной Миллер, на этот раз на слайды и диапозитивы. Более того, во время съемки использовались рентгенография, макрофотография и термография. Как пишет Уилсон, «с развитием техники, применимой для черно-белой фотографии, негативные характеристики проявляются со все большей четкостью».

Что же представляет собой Плащаница? Это - большое полотно светло-желтого цвета, на котором запечатлена в полный рост обнаженная фигура человека: спереди - на одной половине полотна, со спины - на той, что была подложена под его спину. Полотно - льняное, с небольшим содержанием хлопка, тканое зигзагом. Такая ткань называлась "дамаск", производилась вручную, и последние образцы ее исчезают к концу I века н.э., так как
секрет производства был утерян. "Дамаск" всегда являлся одной из самых дорогих тканей и был доступен исключительно состоятельным людям, - Иосиф Аримафейский именно к таковым и относился. Ему Плащаница несомненно была "по карману", причем едва ли не единственному в близком окружении Иисуса Христа. Поскольку одной из основных "претензий" к Плащанице было обвинение в том, что она является подделкой, созданной в XIII-XIV веках, перед нами первый из фактов, опровергающих это мнение. Вторым можно считать результат анализа современными средствами остатков спор и пыльцы растений. Анализ показал, что подавляющая их часть - это палестинские формы, в том числе практически исчезнувшие к сегодняшнему дню. И лишь очень незначительная - европейские, произраставшие в тех местах, по которым "путешествовала" Плащаница.

Что же заставило ученых выдвинуть обвинение в подделке, да еще с точным указанием времени, когда Плащаница якобы была изготовлена?  Таковы результаты радиоуглеродных тестов на возраст. Святыню подвергли им, поскольку до последнего времени радиоуглеродный анализ, используемый учеными для определения возраста того или иного объекта, считался самым точным. И лишь совсем недавно российский ученый профессор А.Иванов доказал: анализ этот точен лишь тогда, когда предмет исследования отвечает определенным условиям (например, никогда не подвергался воздействию высоких температур), чего никак нельзя сказать о Туринской Плащанице. За историю своего существования она подверглась минимум трем воздействиям, нарушившим ее изотопную структуру:
кипячению в масле, когда пытались проверить на стойкость изображение на ней, нахождению в наглухо закрытом металлическом ларце в эпицентре пожара и, наконец, радиационному воздействию при неизвестных обстоятельствах, следы которого обнаружены при исследовании Плащаницы.

В июне 1969 года кардинал Пеллегрино, занимавший тогда должность архиепископа Турина, с одобрения Ватикана и короля Гумберта II Савойского назначил для изучения Плащаницы специальную комиссию из итальянских ученых, среди которых, в частности, был знаменитый египтолог из Туринского университета, куратор Египетского музея в Турине Сильвио Курто. Эта группа ученых, известная как Туринская комиссия, должна была провести определенное число тестов, дать рекомендации кардиналу Пеллегрино относительно хранения святыни и наметить программу ее всестороннего научного изучения. На этот раз ученым разрешили исследовать реликвию, не прикасаясь к ней. Они осмотрели Плащаницу невооруженным глазом и под микроскопом, при обычном освещении и в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. Комиссия определила, что ткань совершенно не подвержена влиянию атмосферных изменений, и рекомендовала более подробное изучение и тестирование, включая попытку датировки Плащаницы. Кроме того, ученые предложили провести опыты на отдельных нитях и небольших образцах ткани и заснять бесценную реликвию на видеопленку.

В процессе радиоуглеродного анализа ткани, проведенного в Оксфорде в 1988 году, на Плащанице были обнаружены волокна хлопка. В заключении директора лаборатории текстильных экспериментов в Эмбергейте (Великобритания) Питера X. Смита говорится, что «на ткани присутствуют хлопковые волокна темно-желтого цвета, очевидно египетского происхождения, причем очень древние. К сожалению, невозможно сказать, как именно они оказались на Плащанице». Доктор Раес, исследуя ткань под микроскопом в поляризованном свете, идентифицировал эти хлопковые волокна как Соssypium herbaceum, разновидность, характерную для Ближнего Востока времен Христа. Профессор Бирмингемского университета Филипп Макнэйр подтвердил эти выводы и указал, что вкрапления хлопка действительно принадлежат к типу Соssypium herbaceum, что подтверждает ближневосточное происхождение ткани. Европейцы же не были знакомы с этой разновидностью хлопка и в тот период, когда могла быть выполнена предполагаемая фальсификация. Волокна хлопка указывают на то, что ткань Плащаницы была соткана на том же станке, на котором до этого работали с хлопком. Американский археолог и синдонолог из Пенсильвании Пол Мэлоуни считает, что волокна хлопка входили в состав льняной пряжи.

Доктор Раес заявляет, что данные находки говорят в пользу ближневосточного происхождения ткани, поскольку европейцы не знали хлопка вплоть до IX века, когда мавры начали выращивать его в Испании. Первое хлопчатобумажное полотно было соткано в Венеции и Милане в XIV веке н. э., а в Англии подобной ткани не видели вплоть до XV века. В древности хлопок возделывали в Индии и Китае, индусы умели изготавливать ..хлопчатобумажную ткань еще за несколько веков до начала христианской эры. В первые века нашей эры хлопок был широко распространен в Месопотамии и Египте. Уилсон указывает, что хлопчатник проник на Ближний Восток из Индии во времена правления царя Сеннахирима, то есть в VII веке до н. э.

В годы земной жизни Иисуса Христа хлопок уже получил свое распространение в окрестностях Иудеи, таким образом это не противоречит подлинности Плащаницы. Доктор Раес сделал вывод, что льняное полотнище могло быть соткано в I веке н. э., но с уверенностью сказать этого не смог. Покойный Джон Трайер, специалист по технологии текстильного производства, двадцать пять лет проработавший в Манчестерском текстильном институте (Англия), отмечал, что до нас дошло немало образцов ближневосточных тканей, подобных Плащанице, которые восходят к 3600 году до н. э., в то время как средневековых тканей этого типа сохранилось относительно немного. Он пишет: «Логично было бы сделать вывод, что льняное полотно из пряжи Z-образного сечения с диагональным типом плетения, при котором одна поперечная нить чередуется с тремя продольными, подобное ткани Плащаницы, могло быть соткано в I веке в Сирии или Иудее» . В Мишне очень четко сказано, что можно добавлять хлопок к льняной пряже без страха нарушить запрет «не смешивать разнородное», но не дозволялось вкрапление даже небольшого количества шерсти. Таким образцом,
Плащаница — самый подходящий погребальный саван для иудея, жившего в I веке н. э. Закон предписывал: «В одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся». Таков был запрет на смешение волокон растительного (льна) и животного (шерсть) происхождения.

В 1978 году группа ученых, состоящая более чем из сорока специалистов, среди которых были христиане, иудеи и агностики, известная как Исследовательский проект по изучению Туринской Плащаницы (СТУРП), провела тщательное исследование Плащаницы с помощью самого современного оборудования. Ученые определили, что изображение появилось в результате того, что некий феномен (пока не известный) или событие вызвали быструю деградацию (старение) целлюлозы вследствие ускоренного обезвоживания и окисления молекул целлюлозы в самых верхних слоях волокон Плащаницы, вызвавшую, таким образом, появление желтовато-коричневых или соломенно-желтых пятен, напоминающих следы огня. Но что бы ни было причиной этой стремительной деградации, она затронула только верхние слои ткани. Как мы уже говорили, изображение — это поверхностное явление. И большинство ученых сравнивают изображение на Плащанице с опалинами, которые получаются, если оставить утюг на льняном носовом платке на слишком долгое время.

Но чем же это было вызвано? Это и есть самая главная загадка Плащаницы. Никто так и La Sindoneне смог пока дать всестороннего объяснения этому феномену, и позже мы обсудим различные теории происхождения изображения. Те, кто верит в Воскресение Христа, считают, что в момент Воскресения произошло чудо — некое явление, которому наука пока не смогла найти объяснения, и именно оно оставило метки на Плащанице. Это своеобразная фотография Воскресения, оставленная для всех последующих поколений, чтобы дать им пищу для размышления. Поэтому многие называют Плащаницу «безмолвным свидетелем» и утверждают, что она действительно «видела» момент Воскресения.

Назад