Crea sito

Пьемонт

Sacra di San Michele -

Монументальный символ Пьемонта


Архитектурный профиль этого античного бенедектинского монастыря избран Администрацией Пьемонта в качестве символа региона, что закреплено специальным указом. Необычный выбор объясняется теми конструктивными, историческими и художественными характеристиками, которые ставят этот монументальный комплекс в ряд самых значительных и неординарных построек человечества.

Аббатство ди Сан Микеле делла Кьюза, более известное, как Сакра ди Сан Микеле - одно из немногочисленных монументов римско- готической архитектуры на паданской долине, который на протяжении многих столетий был центром культурной и религиозной жизни европейского значения. Внушительная каменная башня монастырского комплекса четко вырисовывается на холме горы Монте Пиркириано (962 метра). На склоне этой горы в сторону ущелья Валле ди Суза, лангобарды издревле сооружали свои «кьюзы» - преграды на пути франков, где, не раз, происходили стычки и побоища, одно из которых, между войсками Карла Великого и лангобардского короля Дезидерио, вошло в историю самых значительных битв.

Точный год строительства аббатства неизвестен, где-то, между 983 и 987 годами. Это был сложный период возрождения территории после набегов венгерских и сарацинских кочевников, когда на холмах горы Капразио, что расположена напротив Монте Пиркириано, в натуральных гротах и пещерах образовывались десятки религиозных скитов монахов-отшельников. В соответствии с историческими источниками, идея сооружения монастыря принадлежала Уго ди Монбосье (Ugo di Montboissier), представителю французской аристократии и владельцу обширных территорий между Альверния, Аквитания и Толозано, который решил построить монастырь-крепость, по внешнему облику похожую на Аббатство в Клуни - старейший отшельнический монастырь в Европе. Монастырь получит имя Святого Михаила (Сан Микеле) и будет возведен на самой высокой точке горы, с установкой не отступать от намеченных планов строительства не на один сантиметр. Уже, только поэтому Монте Пиркириано, будет всегда рассматриваться как «священная гора».

Мощный укрепленный монастырь будет процветать в течение многих столетий, охраняя владения, раскинувшиеся внизу под ней, в долине между Италией и Францией. Таким, как мы его видим сейчас, по-прежнему, полного невероятно пленительных чар, состоящего из отдельных корпусов на различных уровнях, монастырский комплекс обязан многочисленным застройкам, которые велись на его территории, почти, тысячелетие. И, если основная часть сооружений была возведена в течение 11 – 14 веков, когда античная постройка дополнилась элементами римской и готической архитектуры, не стоит сбрасывать со счетов и колоссальные вмешательства в конце 19 и начале 20 веков, когда часть сооружений была подвергнута реставрационным работам, в ходе которых некоторые конструкции были перестроены с целью предотвращения их тотального разрушения. Сегодня, можно, только, восторгаться упорством архитекторов и монахов, давшим жизнь этому комплексу, так как на протяжении всех веков строительства они следовали принципу сооружения корпусов монастыря из камня гор без изменения природного рельефа Монте Пиркириано, то есть, как бы, вписывая корпуса монастыря в те ниши и на тех уровнях, которые им предоставляла природа горы.

Комплекс Сакра ди Сан Микеле, на сегодня, представляет собой интереснейший архитектурный образец, имеющий, также, историческую и художественную ценность. Например, в церкви аббатства, которая расположилась на самом высоком уровне комплекса и, практически, замыкает всю постройку, находится, «Монашеский склеп», частично разрушенное здание с дольчатой планировкой, сооружение которого относится к 11 веку. Отпечаток укрепленной крепости несет в себе элемент, именуемый «Окованная дверь», которая была призвана останавливать всех всадников, заставляя их сойти с коня. Другой пример, впечатляющая, головокружительная башня, соединяющая здание старого монастыря с мощным церковным цоколем, построенным из цельных каменных блоков. Его внутренне пространство беспредельно уносится вверх, а стены, включающие скалистые фрагменты, изборождены многочисленными нишами.

Мурашки по коже вызывает открывающаяся, здесь, так называемая, «Лестница мертвых», частично вырубленная из горной породы, и получившая это название потому, что до начала 20 века в ее нишах покоились останки и мумии монахов. Восхождение по лестнице приводит к великолепной и таинственной, «Зодиакальной Двери», которая является одной из лучших скульптурных работ первой половины 12 века, выполненная мастером Николаусом. Он оставил свой творческий след в кафедральных соборах в Пьяченца и в Феррара, а, также, в церкви Сан Зено в Вероне. «Зодиакальная Дверь», получила это название из-за присутствия в своем декоративном оформлении изображений зодиакальных знаков и небесных созвездий, присутствие которых, среди растительного орнамента, человеческих фигур и изображений фантастических животных, средневековых чудовищ и библейских сцен из жизни Авеля и Каина, трудно объяснимо. Аркада, протянувшаяся между «Зодиакальной Дверью» и входом в монастырскую церковь, была сооружена в 30-е годы 20 столетия, во время проведения реставрационных работ, с целью укрепления южной стены здания.
Мощная и торжественная монастырская церковь является прекрасным образчиком сочетания римского и готического стилей, внутреннее пространство которой, поделено пилястрами смешанного стиля, образуя три нефа, завершающихся стрельчатыми купольными перекрытиями. Более половины ее площади опирается на единственную колонну из камня, которая располагается в центре цоколя, расположенного снизу и представляет собой невероятно высокое опорное сооружение. Почти все фрески церкви принадлежат руке Секондо дел Боско, художнику первой половины 16 века.

Мавзолей аббата Гульельмо-III, единственное захоронение, относящееся к готической эпохе, остальные многочисленные захоронения, обозначенные каменными саркофагами, принадлежат членам семьи Савойя, которые были перенесены сюда по приказу Короля Карло Альберто. С близ расположенной террасы открывается захватывающая дух панорама гор; отсюда хорошо просматривается распростертое внизу ущелье Валле ди Суза, останки «нового монастыря» и «Башня прекрасной Альды», которая, на самом деле, является частью старинной смотровой вышки, и, которая получила это название из-за легенды, рассказывающей об одной девушке, которая сбросилась с этой башни, только потому, чтобы не принадлежать нелюбимому человеку, преследующему ее.

 
Франко Карезио, журналист RAI
фотографии Sacra di San Michele

Назад