Пьемонт

Последний патриарx

С популярностью Джованни Аньелли в мире могла сравниться только Софи Лорен.

Этого человека с профилем и статью римского императора называли "королем Апеннин", и он действительно им был - не по родословной, а в силу признанного всеми вклада в становление нынешней Италии. Ныне Джованни Аньелли, последний из "промышленных гениев", покоится в семейном склепе имения Виллар Пероза, что в окрестностях Турина.

Он прожил 81 год, и эта жизнь полна многочисленных побед, трагедий и накрепко связана с известной на весь мир маркой автомобилей "Фиат". Четыре буквы, образующие это название, расшифровываются как "Фаббрика итальяна аутомобили Торино", то есть "Итальянский завод автомобилей Турина", который основал его дед, родоначальник династии и его полный тезка Джованни Аньелли еще в 1899 году. В развитии Италии "Фиат" сыграл примерно такую роль, что и "Форд" в Америке, то есть роль локомотива, который целый век тянул за собой практически всю экономику, а значит, так или иначе касался всех сторон жизни итальянцев.

Будущий патриарх был старшим среди трех братьев и четырех сестер. В то время группой "Фиат" по-прежнему руководил дед, человек либеральных взглядов, который уже тогда ратовал за европейскую интеграцию, что по вполне понятным причинам (к власти в Италии пришел Муссолини) вызывало раздражение у фашистской верхушки, бредившей воспроизводством на Апеннинах подобия Римской империи и в целях ее расширения - колониальными войнами. Тем не менее Муссолини не решался тронуть столь влиятельную фигуру, как Аньелли, и даже сделал его пожизненным сенатором, что не мешало тому поддерживать связи с антифашистами, а в годы войны помогать деньгами движению Сопротивления.

Когда Джанни, а так его называли с детства близкие, исполнилось 14 лет, произошла первая из череды трагедий, которыми будет отмечена вся его долгая жизнь. Погиб его отец Эдуардо. Неосторожно приблизился к пропеллеру гидросамолета, на котором любил путешествовать, и ему, как секирой, отрубило голову. От отца, мало принимавшего участие в дедовых делах, у Джанни осталось пристрастие к футбольному клубу "Ювентус", ставшему своего рода "домашним" достоянием клана Аньелли. В будущем там же окажется "Феррари" - престижная марка спортивных автомобилей и победоносная "конюшня" на гонках "Формулы-1".

Детей в семье воспитывали в строгости, а летом вывозили отдыхать на Лазурный берег Франции. Сюзанна, одна из сестер Джанни, одно время бывшая министром иностранных дел Италии, в своих мемуарах вспоминает, как их, одинаково одетых в матросские костюмчики, водили строем на променад, а строгая няня то и дело им говорила: "Не забывайте, что вы - Аньелли". Окончив лицей, Джанни поступил, как многие его сверстники, в военное училище, окончил его и в чине лейтенанта оказался на восточном фронте. Он воевал сначала в составе итальянского корпуса, входившего в группу немецких войск на Дону, а потом в Ливии. Выход Италии из войны застал его во Флоренции, где он лечился после автомобильной аварии - первой, но далеко не последней в череде, уготованной ему, азартному лихачу, судьбой. Там же он познакомился с местной аристократкой и красавицей Мареллой Караччоло ди Кастаньетта, которую друг семьи американский писатель Труман Кэпот называл "итальянской лебедушкой". Они поженятся спустя восемь лет, а пока до активного участия в делах концерна его не допускают: слишком молод.

Незадолго перед смертью в 1945 году дед назначает управлять семейными делами преданнейшего из помощников - выходца из Сардинии Витторио Валетта, и в течение 20 лет имя Джанни Аньелли не сходит со страниц светской хроники.

Он прожигает жизнь на модных курортах Франции, Италии, Испании. Роскошные женщины оказываются бессильными перед шармом этого породистого итальянца, всегда одетого с иголочки, за рулем потрясающих автомобилей и в отличие от многих плейбоев действительно фантастически богатого. Перед его чарами не устояла ни французская кинозвезда 50-х годов Даниэль Даррье, ни американка Рита Хейуорт, ни Анита Экберг (блондинка секс-бомба из "Сладкой жизни" Феллини), ни, как говорят, будущая супруга американского президента Жаклин Кеннеди.

В 1966 году, когда Джанни исполнилось 45 лет, семейный совет Аньелли решил, что пришло время ему брать бразды правления "Фиата" в свои руки. Последующие три с лишним десятка лет показали, что выбор был сделан правильный. Джанни, которого стали называть почтительно "Адвокат" (сразу после войны он прошел курс права), унаследовал качества своего деда - сильный характер, ум, проницательность, умение добиться выгодного для компании компромисса, к которым, конечно же, необходимо добавить невероятную харизму. Познакомившийся с "Адвокатом" Федерико Феллини восторгался: "Он обладает обаянием кинозвезды. В этом человеке виден победитель. У него статность короля".

Джанни Аньелли развивает бурную деятельность. В группу "Фиат" вливается ряд национальных автомобилестроительных фирм, таких, как "Ланча", "Ауобьянки", "Феррари", а позже и "Альфа Ромео", производители электрооборудования "Вебер" и "Маньети Марелли", приобретаются контрольные пакеты акций ряда туристических, финансовых и прочих компаний. Несмотря на косые взгляды американцев, "Адвокат" подписывает соглашение с СССР, и на берегах Волги возникает автогигант в Тольятти, где с начала 70-х годов запускается производство "Жигулей", первые модели которых являлись своего рода "клонами" фиатовской продукции. В 1974 году ему удается установить "социальный мир" с сильнейшими итальянскими профсоюзами, когда на посту президента объединения местных промышленников Конфиндустрии достигает соглашения с лидером левого профцентра ВИКТ Лючано Лама о введении в стране "подвижной шкалы" зарплаты, которая предусматривает ее индексацию в зависимости от подорожания жизни в стране. Его авторитет растет как на дрожжах, с ним советуются лидеры политических партий. Ни одно важное для Италии решение не обходится без обсуждения с "Адвокатом", который с десяток лет назад был избран пожизненным сенатором.

Одно удручает Джанни Аньелли - проблема преемственности, а конкретнее - поведение его собственного сына Эдоардо. Внешне копия отца в молодости, он совершенно не подходит для роли руководителя семейной империи. Хотя Эдоардо получил блестящее образование сначала в Англии, а затем в США, он как будто сделан из другого материала. Мечтательная и увлекающаяся натура, он носится по Африке и Азии, где пытается сначала освоить каноны мистического ислама, затем ударяется в буддизм, что само по себе, может быть, и не плохо, но от него ждут другого. Говорят, были и наркотики. В конце концов он превращается в затворника и редко показывается на людях. Три года назад Эдоардо покинул родовое имение в последний раз. Тело 46-летнего сына "Адвоката" обнаружили под высоченным виадуком между Турином и Савоной. Самоубийство.

А тремя годами ранее произошла еще одна драма. К тому времени патриарх уже знал, что ему нужен иной преемник, и его выбор пал на племянника Джованнино, сына своего младшего брата Умберто. Высоченный, под два метра, 30-летний парень, сорвиголова и любитель быстрой езды, к тому времени уже управлял семейными заводами по производству популярных мотороллеров "Пиаджо". Толковый, контактный, он прекрасно подходил для уготованной дядей роли. Но судьба распорядилась иначе. У Джованнино обнаружилась редкая форма рака, которая в считанные месяцы свела его в могилу.

Несколько лет назад "Адвокат" отошел от оперативного управления империей, сохраняя контроль за ней с помощью ИФИ, структуры, ведающей всем достоянием семейства. К штурвалу был поставлен в чрезвычайном порядке младший брат Умберто, которому сейчас хорошо за семьдесят. Было решено, что он будет оставаться на этом посту, пока не подрастет новый преемник - Джон Элканн, сын одной из сестер Джанни Маргериты. Ему сейчас 27 лет. Вот уже пять лет он входит в административный совет группы "Фиат" и, говорят, обладает нужными качествами, чтобы в будущем стать ее лидером. А пока вместе с дядей Умберто ему предстоит выводить империю из кризиса, в котором она оказалась в результате трудностей, испытываемых сейчас всеми автомобилестроителями мира. Наверное, положение было бы еще тяжелее, если бы в свое время прозорливый патриарх с римским профилем не произвел диверсификацию группы, в капитале которой производство "фиатов" и прочих четырехколесных друзей человека составляет около 40 процентов.

24 января 2003 г. Италия проводила "короля Апеннин", как здесь заведено, рукоплесканиями. "Адвокат" любил говорить в шутку, что с годами отпрысков клана Аньелли становится все больше, и добавлял после небольшой паузы: "Как на земле, так и на небе". Там, за облаками, одним Аньелли стало больше.

Викторов Александр

Поcледнее обновление 18/03/2018